НАЗАД


"Технологическое проектирование магазинов"


Одной из наиболее важных и сложных составляющих технологического проектирования любого магазина является планировка размещения торгового оборудования в торговом зале. Оптимально организованная планировка повышает оборот и прибыль магазина и наоборот: ошибки здесь способны свести на нет всю его работу.

Основная сложность планировки торгового зала заключается в правильной (наиболее эффективной) увязке ее со всеми технологическими операциями магазина. Важно не просто красиво расставить прилавки и витрины, а обеспечить при этом оптимизацию всех торгово-технологических процессов.

В идеале планировкой торгового зала должны заниматься специалисты в области проектирования магазинов, причем имеющие в этом достаточный практический опыт. На западе вообще иного пути не существует, причем большинство признанных специалистов полагают, что к самостоятельному проектированию магазинов можно приступать только после 5-7 лет работы под руководством опытного наставника. Подобное правило вполне применимо и в России.

Если же привлечение специалиста оказалось невозможным и приходится рассчитывать на собственные силы, то необходимо учитывать основные принципы оптимального построения торгового зала.

Планировка торгового зала начинается не с расстановки оборудования, а с уточнения и детализации ассортимента в магазине, определения соотношения товарных групп в ассортименте, выделения групп товаров повседневного и повышенного спроса, перечня сопутствующих товаров, товарных позиций, приносящих максимальную прибыль (наиболее выгодных для магазина). Без этого невозможно определить количество отделов, тип и вид необходимого торгового оборудования, способы выкладки товара и т.д. Но самое главное то, что это позволяет выделить зоны наиболее эффективного расположения товаров в торговом зале с учетом психологии покупательского спроса.

Как показывают результаты исследований, площади в торговом зале не равноценны с точки зрения объема продаж в пересчете на 1 кв.м. Их значимость по мере движения покупательских потоков от входа (фасада магазина) по направлению к противоположной стене уменьшается. В зоне, прилегающей к входу (фасаду), реализуется около 40% всего оборота магазина. Следующая по значимости зона дает 30% продаж, а последующие - соответственно 20% и 10%. Перераспределение групп товаров в зале с учетом этих обстоятельств позволяет повысить оборот.

  1. примерочные
  2. товары для мужчин (одежда)
  3. товары для женщин
  4. обувь, чулки, носки
  5. спортивная обувь
  6. канцтовары
  7. информатика и компьютеры
  8. спортивные принадлежности и тренажеры
  9. электробытовые приборы
  10. аудио и видео
  11. телевизоры
  12. садоводство и корм для животных
  13. булочная
  14. рыба
  15. мясо
  16. товары для отдыха и путешествий
  17. домашняя утварь
  18. мебель для дома
  19. каминные принадлежности
  20. мебель для ванной комнаты и саун
  1. все для автомобиля
  2. скобяные изделия
  3. лампы и инструмент
  4. фрукты и овощи
  5. зона охлажденных продуктов
  6. колбасы и копчености
  7. молочные продукты
  8. сладости
  9. сухие завтраки
  10. парфюмерия
  11. средства гигиены
  12. соусы
  13. детское питание
  14. детская парфюмерия
  15. напитки (соки, воды)
  16. вино
  17. бакалея
  18. ювелирные изделия
  19. зона сезонных товаров и презентаций (сменная экспозиция)

В зоне интенсивной торговли располагаются товары, которые дают большую прибыль, наиболее привлекательны для покупателей, отличаются быстрой оборачиваемостью. Именно в этой зоне должен начинаться маршрут движения покупателей по торговому залу. По мнению специалистов, по мере обхода торгового зала покупатели должны встречаться с товарами, которые связаны с товарными группами, расположенными при входе. И, наконец, в зонах, где наплыв покупателей не столь интенсивен, целесообразно располагать товары повседневного спроса. Движение к ним мимо сопутствующих товаров стимулирует импульсивные покупки последних. Такой подход и позволяет перераспределить в более равномерную сторону зональное влияние в торговом зале и увеличить оборот всех его участков.

"Зональное" влияние на оборот целесообразно использовать при планировке торгового зала в продовольственном магазине. Причем по мере увеличения площади торгового предприятия "зональный" подход теряет свою эффективность. Вообще, необходимо предостеречь от чрезмерного увлечения стандартными моделями планировки торгового зала. Опыт показывает: строгой схемы размещения групп товаров в магазине не существует. Это творческий процесс, который зависит от пространственного решения торгового зала, этажности, формата и специализации магазина.

В современном магазиностроении считается более эффективным размещение товаров в торговом зале по потребительским комплексам. Такой принцип целесообразен в непродовольственных магазинах, гипермаркетах, универмагах и др. Он означает размещение в одной зоне взаимосвязанных групп товаров. Например, в зоне демонстрации товаров для отдыха и путешествий целесообразно размещать все, что к этому может иметь отношение (спортивные и пляжные сумки, зонты и шезлонги, пляжную обувь, мазь для загара, надувные матрацы, приспособления для подводного плавания и др.).

Планировка торгового зала на основе формирования потребительских комплексов позволяет найти в одном месте все, что может пригодиться в рамках тематических интересов. Это стимулирует импульсивные продажи. Такой принцип очень распространен на западе.

Выстраивая размещение в торговом зале товаров по потребительским комплексам, необходимо учитывать следующие обстоятельства: чем чаще покупается товар, тем короче должен быть к нему путь покупателей, и наоборот. Товары, покупка которых предполагает длительный осмотр и выбор (примерка, прослушивание, включение и др.), целесообразно размещать в местах, удаленных от основных покупательских потоков.

Товары для детей и товары для домашнего обихода обычно покупают женщины, поэтому, выбирая зоны размещения потребительских комплексов товаров для женщин, это необходимо учитывать. Подобные взаимосвязи можно обнаружить и в товарных комплексах для мужчин: товары для ремонта жилья, автомобилей; инструмент и материалы для поделок целесообразно размещать рядом, связав короткими путями.

Обозначенные закономерности хорошо просматриваются на планировке торговых залов сети гипермаркетов "CONTINENTE", насчитывающих в Европе несколько десятков крупнейших торговых комплексов (см. рис.).

Систематизация основных групп товаров в потребительские комплексы и схематическое размещение их по площади торгового зала - первое и непременное условие построения концепции обслуживания покупателей в магазине. Фактически - это черновой вариант будущей расстановки торгового оборудования. После того, как он появился, можно приступать к моделированию и экспертной оценке основных торгово-технологических операций магазина с учетом зон расположения будущих отделов.



НАЗАД
Hosted by uCoz