НАЗАД


"СТАНДАРТЫ ПЛАНИРОВКИ
РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МАГАЗНОВ"


Для магазинов любого формата существуют стандартные принципы планировки.

Супермаркет.

В супермаркете большое внимание следует уделять организации потоков покупателей. Один из ключевых моментов - организация входа-выхода. Чем меньше пересекаются потоки покупателей, входящих в магазин и выходящих из него, тем лучше. Очень важно правильно разместить вход. Наихудший вариант - устроить вход посередине, так как из обращения сразу выпадет значительная часть площадей. Оптимальной шириной проходов между стеллажами в супермаркете считается ширина 1,5-1,8 м.

Наш комментарий. В том, что касается оптимальной ширины прохода, у всех докладчиков были разные точки зрения. В процессе дискуссий выработана следующая позиция: для лучших продаж не нужны излишне широкие проходы, так как покупатель остается слишком далеко от товара. Чем ближе он увидит товара в непосредственной близости от себя (в особенности, с левой стороны прохода, которая вообще обделяется вниманием покупателя), тем большую покупку совершит. В качестве наглядного примера О.Войцеховский дал информацию об опыте сети гипермаркетов Real.- Metro AG. Стандартная площадь этих гипермаркетов в соответствии с утвержденной концепцией должна быть около 10 000 кв.м. В ряде случаев (например, при размещении в составе крупного торгового центра) этого требования выдержать не удается. Оказалось, что оборот гипермаркета с уменьшенной до 8,5 тыс. кв.м торговой площадью (и соответственно сокращенными проходами) возрастает на 5-7 %. Разумеется, ширина проходов в любом случае не должна мешать проходу покупателей и загрузке товаров в зал.

В супермаркете особенное внимание должно быть уделено зонам импульсных покупок. Такими зонами являются, кроме предкассового пространства, торцевые элементы стеллажных "островов", а также любые другие зоны торгового зала, привлекающие внимание покупателей. Здесь целесообразно размещать оборудование (стойки, шкафы) от производителей (схема 1).

Практика показывает, что, используя выделенные зоны, можно повысить продажи практически любого товара, значительно увеличить эффективность мероприятий по стимулированию сбыта.

Гипермаркет.

При проектировании гипермаркета учитывается весь комплекс факторов, от архитектуры, дизайна интерьера, расположения автостоянки, до формы сотрудников. Планируя торговый зал гипермаркета, необходимо учитывать взаимосвязи с зонами, где размещаются "сопутствующие" услуги - бутики, парикмахерские, кинотеатры и др. В ассортимент гипермаркета входит более 20 тысяч наименований товаров, представляющих практически все группы продовольственных и большинство непродовольственных товаров. Сложная задача - разместить в одном торговом зале такие разные товары, как продукты, бытовая техника, книги, одежда и обувь, парфюмерия и косметика. Стандартное решение - разделить торговый зал на две части - продовольственных и непродовольственных товаров.

Схема 1

Схема 1.
Типовое проектное решение зала супермаркета.

Схема 2.
Типовое проектное решение торгового зала дискаунта.

Дискаунт.

Этот формат предусматривает максимально упрощенную организацию магазина, соответственно, и в планировке главные принципы - ясность и простота (схема 2). Как правило, в дискаунте применяется линейная планировка торгового зала, когда торговое оборудование размещено в виде параллельных линий, перпендикулярно линии узла расчета. Такая планировка обеспечивает хороший просмотр торгового зала, позволяет четко формировать потоки покупателей, эффективно использовать площадь торгового зала.

В дискаунте практически весь товар подвозится в торговый зал и размещается в нем на европоддонах, соответственно предусматриваются проходы между рядами стеллажей, достаточные для маневрирования грузовых тележек с европоддонами (2,5-3 м).

Мини - маркет.

Такие магазины с торговой площадью 50-100 кв. метров на Западе обычно называют "Convenience", что в переводе с английского означает "удобство". Соответственно, требование к планировке подобного магазина - обеспечить максимум удобства на минимальной площади. "Convenience" в приложении к мини-маркету не рассчитан на большой поток покупателей, поэтому проходы между стеллажами значительно уже, чем в супермаркете - 0,9 - 1,4 м. Разновидностями convenience являются мини-супермаркеты при АЗС, предприятия с традиционной формой обслуживания и мини-пекарней, т.д.

Специализированный магазин.

Данная ниша в первую очередь должна быть интересна владельцам независимых (индепендированных) предприятий, заинтересованных в сохранении и укреплении своей независимости. Для того чтобы быть конкурентоспособным, независимый магазин должен предложить покупателям нечто особенное. И наиболее очевидное решение - предложить специализированный ассортимент. Имеется в виду не только и не столько специализация магазина в собственном смысле (типа бывшего советского магазина "Рыба" или "Мясо"), а углубление ассортимента некоторых групп товаров в ущерб другим группам. Например, предлагается широкий ассортимент вин, сыров, морепродуктов, а продукты первой необходимости представлены достаточно узко. В подобном магазине просто необходим эксклюзивный дизайн, да и оборудование должно быть высшего класса. Иначе невозможно будет осуществлять реальную конкуренцию с транснациональными сетями.

В заключение автор отметил, что рассматриваемые в докладе принципы планировки магазинов различных форматов не являются догмой. В реальности при планировке каждого объекта приходится учитывать огромное количество специфических особенностей.

Евгений Каневский, зав. отделом Научно-исследовательского и Маркетингового Центра при Министерстве экономического развития и торговли РФ, продолжил тему планировки магазина самообслуживания. Г-н Каневский назвал трех китов, на которых, по его мнению строится качество торговли: ассортиментная политика, квалификация персонала и уровень организации торгово-технологического процесса. Последняя составляющая и стала основой выступления докладчика. Структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания выступающий представил в виде схемы (схема 3). Свое выступление г-н Каневский подкрепил основными положениями нормативных документов по магазиностроению. Он напомнил, что в скором времени начнется сертификация розничных торговых предприятий, рассказал о базовых принципах сертификации, провел показательную экспертизу планировок нескольких реальных магазинов от "Русского проекта", отметив весьма высокий уровень разработок этой компании.

Схема 3
Структура и последовательность операциий торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания

Gредпочтительность движения покупателя в торговом зале против часовой стрелки определяется физиологическими причинами, поэтому игнорирование такого подхода может обернуться непредсказуемыми последствиями



НАЗАД
Hosted by uCoz