Музыка всегда имела власть над
людьми, а ее грамотное использование в атмосфере магазина увеличивает рост
продаж. Как фоновое озвучивание влияет на покупательскую способность
посетителей магазина? Британские психологи Адриан Норт и Девид Хагревз
провели исследование для Британской ассоциации супермаркетов. Оказалось, что
музыкальное сопровождение привлекает и направляет внимание посетителей, а
также воздействует на скорость их движения.
Так, в винном бутике
ненавязчивое звучание духовых инструментов вызывает желание купить бутылку
вина, а лирическая музыка повышает количество продаж поздравительных
открыток. Исследование также показало, что посетители ресторанов, банков,
баров и йога-классов незаметно для себя подстраивали свои движения под
музыкальный ритм. Выяснилось, что находясь в автомобиле, водитель
предпочитает слушать ритмичную и громкую музыку, а если он попадает в
дорожную пробку, то его вкусы смещаются в сторону более спокойных композиций.
Доктор Норт обратил внимание, что во многих европейских магазинах чаще звучит
популярная музыка. Он сделал выборку самых известных хитов в Британии с 1960
по 1998 год и проанализировал их смысловой ряд, который влияет на подсознание
человека и способствует возникновению различных настроений от пессимизма до
оптимизма, и даже чувство коллективизма. Исследователь заметил, что самое
большое число синглов обращено к любовным страданиям и религиозным
размышлениям. В период 1966-69-х годов в британских чатах звучали в основном
жизнеутверждающие песни. С 1970 по 1973 год - период нефтяного кризиса - в
хитах стало доминировать депрессивное настроение. Сегодня, когда во многих
государствах остро стоит топливная проблема, доктор Норт порекомендовал
владельцам торговых центров не злоупотреблять прямой трансляцией FM-станций,
так как музыкальный репертуар радиоканалов, как правило, подбирается с
оглядкой на общее настроение общества.
У рациональных американцев музыка также используется как один из способов
повышения продаж. Однако они не стараются быть независимыми от вкусов
ди-джеев радиостанций. На предприятиях торговли музыкальное сопровождение,
как правило, подбирается в зависимости от ассортимента товара. Так, например,
в магазинах Express и Structure компании Limited звучит французская музыка,
как бы подчеркивая атмосферу высокой моды; а в магазинах Disney для юных
покупателей транслируют мелодии из знаменитых мультфильмов, непосредственно
связанные с представленными в них товарами.
Компания NIKE открыла несколько крупных торговых центров, именуемых
"Городок NIKE", где озвучены все торговые павильоны. Эти магазины
привлекают массу туристов. Нетрудно понять, чем. В большинстве их павильонов
раздаются звуки, характерные для соответствующего вида спорта. В одном из
баскетбольных отделов портлендского "Городка NIKE"
("Летающий"), вы услышите, как где-то вдалеке стучат по натертому
деревянному полу мячи, а в павильоне верховой езды до вас донесутся ржание
лошадей и стук копыт. В отделе "Земля Баркли", названном в честь
баскетболиста Чарльза Баркли, стеллажи с товарами укреплены прямо на
баскетбольных щитах. В торговом зале посетители слышат скрип кроссовок на
лаковом покрытии. Так что, будущие Баркли могут попробовать обнову "на
слух" прямо на месте.
Однако самыми привлекательными в "Городке NIKE" являются отделы,
посвященные плаванию и волейболу. В первом есть сиденья в виде досок для
серфинга, аквариум с тропическими рыбами и пол, центральная часть которого
напоминает лодку с прозрачным дном, под которым колышется "живое"
море - другой аквариум. Из акустических систем доносится плеск воды. Для NIKE
очень важно, чтобы посетители ушли из магазина, полные впечатлений и
воспоминаний о торговой марке.
Стоит помнить, что человеческий мозг легко "перегружается" звуковым
сопровождением, и тогда музыка начинает действовать угнетающе. Британские
исследователи предупреждают: некоторых покупателей громкая музыка может
настолько раздражать, что они немедленно покидают магазин.
|