НАЗАД


"ТЕОРИЯ МАРКЕТИНГА"


 

Введение в теорию маркетинга

Еще несколько столетий назад никто и не знал о существовании такой науки, как маркетинг. В принципе, она тогда и не была нужна. Существовало несколько тысяч, а может десятков тысяч различных товаров, которые полностью удовлетворяли потребности людей. По мере совершенствования и автоматизации производства, а тем более, по мере развития электронного бизнеса в век развития компьютерных технологий количество товаров и товарный ассортимент стремительно возрос. Теперь количество потребительских товаров определяется не тысячами, а сотнями тысяч. В связи с этим возникла острая необходимость в информации о товарах и услугах на различных рынках. Производитель, производящий свой товар, должен иметь четкую ориентацию на рынке среди конкурентов, уметь правильно реагировать на любые изменения в действиях конкурентов. С помощью маркетинга устанавливается соответствие на рынке между спросом и предложением, не происходит возникновения дефицита или затоваривания. Производитель, хорошо знакомый с основными инструментами маркетинга и умеющий с пользой применить их на практике, всегда будет идти вверх по предпринимательской лестнице, оставляя позади своих конкурентов, находя все новые и новые незаполненные рыночные ниши.

Что же такое маркетинг?

Ни для кого не секрет, что слово маркетинг пришло к нам из английского языка от слова market , что в переводе означает рынок . Существует множество различных определений маркетинга, но все они означают практически то же самое.

Итак, маркетинг это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей покупателей посредством обмена. Разберем это определение подробнее.

Во-первых, маркетинг это вид человеческой деятельности. Это означает, что существуют люди, которые специально занимаются в данной области. Причем эта отрасль также важна, как и само производство. Ведь прежде чем производить, выходить на рынок с новым товаром надо знать все о самом товаре, о его специфике, о схожих товарах и товарах-заменителях, необходимо четко определить круг покупателей этого товара, их пла-тежеспособность и многое другое.

Во-вторых, маркетинг это деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей покупателей. Многие зачастую путают нужды и потребности между собой. Необходимо четко провести границу между ними, поскольку это совершенно разные вещи. Нужда это чувство, которое человек испытывает при нехватке чего-либо. Если человек долгое время ничего не ел, он испытывает нужду в пище или чувство голода. При понижении температуры воздуха он нуждается в тепле теплой одежде, отапливаемой квартире. К нуждам человека можно также отнести и знания, духовное развитие, социальные нужды и т.д. Человек никуда не денется от нужды он будет либо искать пути ее удовлетворения, либо пытаться заглушить ее в себе, при этом испытывая чувство глубо-кого разочарования и несчастья. Некоторые нужды не могут не оставаться неудовлетво-ренными долгое время. Например, без воды человек сможет прожить не более 7 дней, без еды не более 30. Потребность это определенная специфическая форма выражения нужды человека в соответствии с его социальным и культурным развитием. По мере развития человеческого общества и отдельного человека-индивида происходит рост потребностей и запросов человека.

На рынке появляется все больше и больше товаров, привлекающих потребителей. И люди испытывают желание в их приобретении. Если человек получает в месяц доход в среднем 100 долларов, то его потребности будут ограничиваться этой суммой. Он не сможет позволить себе каждый месяц покупать дорогую фирменную одежду, не будет каждый день ходить в ресторан, даже если ему это сильно захочется, не сможет приобрести все то, что ему нравится и что превосходит в ценовом выражении его ежемесячный доход. Предположим, что доход этого же человека возрос в 10 раз и составил 1000 долларов в месяц. На первый взгляд ему это покажется огромной суммой, он будет чувствовать себя счастливейшим человеком на свете. Да, ведь теперь он может позволить себе сходить в ресторан, посещать театр, концерты, купить через несколько месяцев машину, то есть приобрести те вещи, которые он раньше не мог себе позволить приобрести. Но пройдет время, человек привыкнет к тем потребностям, которые он может удовлетворить, получая 1000 долларов дохода в месяц, и ему захочется большего у него воз-никнут новые потребности: сменить машину (купить иномарку вместо отечественной), построить коттедж, съездить в отпуск на Канарские острова и т.д. Естественно, что 1000 долларов дохода в месяц будут казаться ему скромными и он опять будет чувствовать себя несчастным человеком в этой жизни. Да, такова психология человека.

И, наконец, в-третьих, маркетинг осуществляется посредством обмена. Обмен это акт получения кем-либо желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Обмен ключевое понятие маркетинга. С помощью обмена происходит удовлетворение потребностей человека. Покупая товар на рынке, мы обмениваем его на специфический товар деньги. Это так называемый наличный денежный расчет. Можно использовать и безналичный расчет, используя чеки, векселя, карточки и т.д. Кстати, в развитых странах именно безналичный расчет имеет наибольшее распространение и, стоит отметить, применяется довольно успешно. Кроме того, в жизни имеет место и бартерный обмен, когда один человек оказывает услугу или предоставляет товар другому человеку. А тот взамен рассчитывается другим товаром или услугой. Можно выделить три основных способа удовлетворения потребностей человека:

1. Самообеспечение, когда человек производит группу товаров, полностью потребляя их. Такой способ существовал еще в древности до возникновения первого разделения труда, когда каждая община жила обособленно от других, люди охотились, занимались земледелием, ловили рыбу и все продукты своего труда потребляли внутри своего хозяйства.

2. Децентрализованный обмен. По мере человеческого развития развивалось и товарное производство, в результате появились излишки товаров, которые люди стали обменивать на недостающие у них товары у других людей. Появился бартерный обмен. Отдельные хозяйства стали ориентироваться на производство определенного товара, на пример, появились скотоводческие, земледельческие хозяйства. Скотоводы обменивали мясо на зерно у земледельцев, и наоборот. Появилось первое разделение труда.

3. Централизованный обмен. Этот способ обмена предполагает, что существует определенное место, куда приходят покупатели и приобретают необходимые им товары у продавцов. Это место называется рынком. Причем обмен здесь осуществляется не бартером, а с помощью определенного товара-эквивалента, называемого деньгами. Деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон (продавцов и покупателей). Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена: во-первых, акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг от друга (человек продает свой товар, получает за него деньги, затем покупает нужный ему товар в удобное время и в удобном месте); во-вторых, деньги дают возможность выбрать подходящий товар из всего набора предлагаемых и выбрать подходящих партнеров из всех, представленных на рынке; в-третьих, деньги являются универсальным средством обмена, они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости и обладают всеобщей покупательной способностью.

Какова же основная цель маркетинга?

Естественно, как и все на рынке, маркетинг главной целью ставит получение максимально возможной прибыли, используя при этом любые возможности, методы и способы. Из этой главной цели вытекают еще 3 основные цели, которые заключаются в следующем:

1. Дать покупателю товар, точно соответствующий его запросам и удовлетворяющий его потребности. Это означает, что производитель должен очень хорошо знать и чувствовать своего клиента для того, чтобы определить точно основные критерии необходимого покупателю товара. Производитель, производящий буровые установки для бурения скважин, думает, что покупателю нужны его установки, а ведь на самом деле ему нужна скважина. Как только на рынке появится другой товар, который позволит бурить скважины быстрее и дешевле, клиент захочет приобрести товар-новинку, то есть у него появится новая потребность.

2. Создать репутацию производителя качественного товара. Это очень важный мо-мент в процессе конкуренции между производителями схожих товаров и товаров-заменителей. Производя долгое время качественный, пользующийся спросом товар, производитель как бы делает себе имя . Его товар знают, ценят и любят. У этого производителя формируется круг постоянных клиентов, которые готовы заплатить дороже, но получить тот товар, который они знают и в котором они уверены. Так, фирма Adidas пользуется огромной популярностью среди покупателей спортивной одежды. Эту фирму знают и покупают ее товары пусть даже за цену, несколько превышающую цену производителей аналогичной продукции.

3. Удержать свое положение на рынке среди конкурентов. Заняв определенную нишу, дав о себе знать своим потребителям и конкурентам, создав рекламу своей продукции и достигнув определенного положения среди конкурентов, производитель должен тратить каждый день определенное количество времени и денег, чтобы не опуститься на ступень ниже от стоящих рядом конкурентов, а наоборот, стараться подняться на ступень выше.

Маркетинг это такой же непрерывный процесс, как и само производство. Стоит остановить на некоторое время производство, и тут же возникают различного рода убытки от простоя, от недоиспользования ресурсов, от невыполнения планов, что в конечном итоге может привести даже к разрыву контактов с поставщиками и потребителями и, соответственно, к сокращению конечной прибыли производства. Аналогично, остановив на время маркетинговую деятельность, перестав заниматься изучением потребностей, анализом рынка, рыночного спроса и предложения или перестав следить за деятельностью конкурентов, производитель может быть выбит из колеи теми конкурентами, которые ведут непрерывные маркетинговые исследования. Вот почему знание и понимание такой научной дисциплины как маркетинг дает предпринимателю в условиях свободной

конкуренции рынка огромные преимущества перед своими соперниками

Рынок как экономическая основа маркетинга

Сегментация рынка.

Общественное разделение труда породило возникновение рынка и рыночных отношений. Развитие рынка прошло свой путь от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного денежного рынка. Первоначально на рынке выступали только розничные торговцы, продававшие в большинстве своем продукты собственного производства. Для торговли такими продуктами отводились специальные места, которые часто называют базарами. На сегодняшний день мы имеем дело с разнообразными рынками: оптовыми, фондовыми, сырьевыми, информационными и т.д.

Рынки делятся по объему продаж, по масштабу и по типу продаваемой продукции. По объему продаж выделяют розничный и оптовый рынок. По типу продаваемой продукции рынки бывают, например товарными, фондовыми, сырьевыми, рынки труда. По масштабам выделяют национальные, мировые и региональные рынки. > Выходя на рынок с товаром, каждый производитель сталкивается с тремя вопросами:

ЧТО производить, какие товары и в каком количестве?

КАК производить, какие технологии производства применять?

ДЛЯ КОГО производить, для каких потребителей?

На вопрос что производить, рынок, в основе которого лежит свободная конкуренция, отвечает спросом потребителей, которые знают, что им нужно и за что они готовы заплатить.

Вопрос как производить решается поиском производителями наиболее эффективных способов производства, уменьшения издержек и повышения производительности труда.

На вопрос для кого производить ответ прост: для того у кого есть деньги, кто готов заплатить за товар.

На рынке все продается и покупается за деньги, каждый товар имеет свою цену. Впрочем, цена в рыночном хозяйстве устанавливается на основе потребительского Спроса и Предложения. При повышении спроса на товар, рынок моментально реагирует повышением цены. Производитель, видя, что спрос на товар высок и цена его повышается, будет увеличивать производство товара до тех пор, пока равновесие на рынке не установится и предложение не станет полностью удовлетворять спрос.

Важнейшим регулятором рынка выступает конкуренция. Свободная конкуренция между продавцами товаров позволяет установиться на рынке единой равновесной цене, если не появится на рынке производитель, способный выбросить на рынок большее количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Тогда речь бы шла о монопольном объединении. Монополии сыграли большую роль на рынке, устанавливая высокие монопольные цены, препятствующие конкуренции и установлению равновесной цены.

Что же такое потребительский рынок?

Потребительский рынок это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Потребители отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов, вкусами и многим другим.

Исследователи рынка сочли целесообразным дифференцировать рынок в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара. Этот процесс дифференцирования в маркетинге принято называть сегментацией.

Сегментация это выделение из общего числа потребителей рынка отдельных частей (элементов), с характерными чертами и свойствами. Объектами сегментации являются потребители. Каждая группа потребителей, выделенная по ряду общих признаков, составляет сегмент рынка.

Сегментация рынка проводится по следующим признакам:

- по географическому признаку: плотность и численность населения, климатические условия, административные деления (город, деревня, поселок городского типа), удаленность от производителя и др. Это достаточно важный признак, поскольку население разных регионов, а тем более разных стран резко отличается особенностями культуры, традиций, национального уклада. Существуют также климатические различия между разными местностями, что тоже играет немаловажную роль на рынке;

- по демографическому признаку: возраст, пол, семейное положение, наличие и количество детей. По демографическому признаку можно выделить, например, детей, молодежь, лица среднего возраста, пожилых или бездетных, многодетных, одиноких.

- по социально-экономическому положению. Данный признак предполагает разделение потребителей на группы по уровню дохода, образованию, социальному положению, культурному развитию.

Деятели рынка тратят огромное количество времени и денег на выделение сегментов рынка и фокусируют свои усилия на какой-то одной группе потребителей или на нескольких или же на всех сразу.

Рассмотренные выше три группы признаков представляют собой общие признаки сегментации рынка. Наряду с общими существуют также и специфические признаки, связанные с личными качествами потребителей, с их привычками и личностной оценкой того или иного товара. Например, человек, ездящий на дорогом автомобиле, может курить самые дешевые сигареты, или постоянный посетитель дорогого ресторана не может себе позволить купить радиоприемник. Чем можно объяснить такого рода противоречия? Да и можно ли это вообще назвать противоречиями? Ведь кто-то этим живет и не считает неправильным.

Покупателей можно разделить по мотивам совершения покупки: ориентация на длительный срок пользования, ориентация на низкую цену, на высокое качество, покупка товара определенной марки, случайная покупка.

Потребителей можно также разделить по степени необходимости товара: слабая, сильная и средняя или по уровню потребления: потребители, вообще не приобретающие товар, приобретающие в умеренных количествах и приобретающие в больших количествах. Люди, приобретающие товар в больших количествах, как правило, составляют небольшую часть рынка. По данным ряда исследований, на 20% покупателей приходится 80% объема продаж. Это так называемый принцип 80 20 или закон Паретто.

Разделив рынок на отдельные сегменты, производитель должен решить для себя, на какую группу или группы покупателей он будет ориентировать свое производство. Другими словами, он должен выбрать целевой сегмент рынка.

Целевой сегмент рынка это один или несколько сегментов рынка, отобранных в результате маркетинговой деятельности предприятия для ориентации производства на них.

Некоторые предприниматели ориентируют свое производство на все группы потребителей, выпуская один тип товара. При этом они придают товару особые свойства, которые делают его привлекательным в глазах всех потребителей. Например, можно производить джинсы только для мужчин, а можно заниматься производством тех же самых джинсов для всех категорий покупателей для детей, девушек и парней, женщин и мужчин, людей среднего и даже пожилого возраста, изготавливая различные фасоны, рассчитанные на разные вкусы потребителей. Это так называемое массовое производство. Цель такого производства захватить рынок, охватить максимально возможное число покупателей, максимизировать сбыт и, в результате, получить максимальную прибыль. Более благоприятна такая политика для крупных предприятий, способных охватить широкие масштабы рынка.

Ориентируются на один или несколько сегментов рынка, как правило, мелкие и средние предприятия. Они ищут наиболее благоприятную рыночную нишу для себя и заполняют ее постепенно своей продукцией. Это могут быть, например, некоторые дорогие товары для богатых покупателей, школьные сумки для учеников, спец. Одежда для рабочих.

Выбор целевого сегмента рынка и ориентация производства на него это только одна из частей работы маркетингового отдела предприятия. На этом его работа не прекращается, а только начинается. Необходимо постоянно заниматься изучением основных особенностей выбранного целевого сегмента, совершенствуя свой товар, максимально приближая его по свойствам к товару, необходимому данному сегменту

Функции маркетинга

В этой части нашего курса мы попытаемся выделить и охарактеризовать основные маркетинговые функции.

Функция есть закономерность. Рассмотрим математическую функцию. Что это такое? Это строго определенная последовательность математических действий: сложения, вычитания, умножения, возведения в степень и так далее. В маркетинге функция также есть определенная последовательность действий, но не есть закономерность. Нет определенно установленных правил маркетинговой деятельности, хотя есть некоторые соответствующие направления и разделы маркетинга. Функции маркетинга можно выделить следующие:

1. Аналитическая функция

2. Производственная функция

3. Сбытовая функция

4. Функция управления и контроля

Рассмотрим каждую функцию в отдельности:

Аналитическая функция заключается прежде всего в исследовании:

a) рынка

Производителю очень важно выбрать из всего множества рынков наиболее подходящий и приоритетный. На выбор рынка сбыта влияет множество различных факторов: географическое положение, объем потребления рынка, конкуренция на рынке, импортно-экспортная политика стран-потребителей и страны-производителя, стабильность экономики этих стран, прогноз развития рынка и многие другие. Естественно, что все факторы выделить и рассмотреть практически невозможно.

Географическое положение рынков в ряде случаев играет существенную роль. Товар может стоить дешевле у удаленного поставщика, чем у близлежащего, но пока он будет доставлен до потребителя, расходы на доставку компенсируют разницу в цене. При этом фактической выгоды покупки у удаленного производителя товара не окажется.

Объемы потребления рынка тоже достаточно весомый фактор. Всегда лучше, когда реализация товара на рынке высокая. Существует такое понятие как емкость рынка это объем реализуемого в регионе товара в течение одного года. Этот показатель рассчитывается на основе статистических данных и может измеряться в валюте либо в физических единицах.

При наличии на рынке большого количества конкурентов между ними возникает острая конкурентная борьба. Выигрывает, как правило, сильнейший, обладающий большим опытом конкурент. Выходя на такой рынок, надо быть уверенным в себе, в своих силах. Большое влияние на реализацию товаров оказывает импортно-экспертная политика страны-производителя и стран-потребителей. Здесь основное значение имеют размеры таможенных пошлин, таможенное законодательство.

b) потребителей

Любой рынок представлен огромным количеством покупателей, отличающихся друг от друга по различным критериям. Здесь начинает действовать сегментация рынка, позволяющая разделить всех потребителей на группы по возрасту, полу, потребностям, месту жительства и др. Производители ориентируются на определенную одну или несколько групп потребителей, ориентируют на них и свое производство.

c) товара

Прежде чем выступать на рынке со своей продукцией производитель изучает товарную структуру рынка. Товарная структура складывается из наименований товаров-аналогов и товаров-заменителей, предлагаемых на данном рынке конкурентами, их качества, сервиса конкурентов, их технического уровня, особых требований к товару.

Производственная функция маркетинга подразумевает:

a) создание качественного товара, конкурентоспособного в рыночной среде. Производство товара должно быть организовано таким образом, чтобы производимый товар был товаром, удовлетворяющим потребности покупателей по качеству, по техническим характеристикам, которые определяют конкурентоспособность товара. Товар еще при разработке должен быть сформирован как товар-универсал для определенных сегментов рынка.

b) организацию базы материально-технического снабжения. Сюда входит обеспечение сырьем и материалами, всевозможными комплектующими из определенных каналов по установленным ценам и без перебоев. Налаженная система материально-технического снабжения исключает сбои в этой цепи. Поскольку стоит одному поставщику какого-нибудь комплектующего изделия кинуть производителя и цепь производства нарушается. Это может привести к простою производства, разрушению контрактов, потере клиентов и, в конечном итоге, к уменьшению совокупной прибыли.

Сбытовая функция состоит из:

a) организации системы доведения товара до потребителя.

Эта функция маркетинга включает в себя систему мероприятий, которые приводятся в промежутке между производством и потреблением товара. Система движения товара должна быть гибкой, четко отлаженной, особенно для пищевых продуктов, поскольку большинство из них являются быстропортящимися товаром. Движение товаров обходится производителю в определенную сумму накладных расходов на транспортировку, упаковку, хранение и т.д.

b) организации сервисного обслуживания

Заключается в комплексе услуг по сбыту и движению товаров. Это своего рода дополнение первой подфункции сбытовой функции. Сервис предполагает организацию стабильной системы доведения товара до покупателя с использованием всевозможных услуг. Это может быть, например, обеспечение гарантии эксплуатации, бесплатная доставка на дом и др. Фактически производитель делает все , потребитель только потребляет.

Функция управления, главным образом заключается в планировании и контроле за производством товара. Хорошо запланированная деятельность, подкрепленная всевозможными расчетами, исследованиями, анализом и прогнозами развития данного вида производства дает возможность быть уверенными в положительном результате. При этом степень риска уменьшается. Планирование, как правило, бывает трех видов:

- долгосрочное (стратегическое);

- среднесрочное;

- краткосрочное (оперативное).

Долгосрочное планирование используется для определения сценария развития фирмы в целом на ближайшие 10-20 лет.

Среднесрочные планы разрабатываются для реализации конкретных проектов, составляются в основном на 3-5 лет.

Краткосрочное планирование используется для организации производства на год, для анализа финансовых результатов, решения конкретных поставленных задач.

Контроль как под функция функции управления подразумевает существование обратной связи между запланированными и реальными результатами, для которой используются все виды отчетностей о работе предприятия, их сравнительный анализ. Контроль позволяет выявить не только сильные стороны производства, но и слабые, выявить ошибки, предупредить недостатки и отклонения, найти новые решения, возможности и многое другое.

Система маркетинговой информации

В последнее время одним из самых дорогих и нужных товаров стала информация. Информация нужна всем: школьнику, студенту, преподавателю, инженеру, программисту, менеджеру, владельцу магазина, работнику милиции. И за нее платят, причем нередко цена за информацию достигает очень высокой отметки. Достоверная, нужная информация в руках профессионала мощное оружие, ценный клад. В маркетинге информация ключевое понятие. При любом анализе, планировании, управлении проектами, производстве требуется информация: о клиентах, товарах, поставщиках и потребителях, посредниках, конкурентах и т.д. Поэтому многие фирмы разрабатывают свою собственную систему маркетинговых исследований, основанных на собранной достоверной информации.

Основные источники маркетинговой информации можно классифицировать следующим образом:

1. Внутренние. К ним относится информация, полученная руководством внутри фирмы. Основанием получения такого рода информации является обратная связь, налаженная между руководителем фирмы и персоналом. Для этого многие фирмы используют:

- систему ведения внутренней отчетности, которая может выражаться в ежемесячных, еженедельных и даже в ежедневных отчетах, подготавливаемых специалистами для контроля за их деятельностью со стороны руководства. Современные электронные технологии значительно облегчают создание такой внутренней системы. Управляющие многих крупных корпораций могут в любую минуту получить информацию о текущем сбыте или поставках у любого дистрибьютора, хотя эта сеть порой бывает очень обширной, дистрибьюторы находятся в разных местах, или даже в разных городах, странах.

- личные контакты, беседы руководителя фирмы со специалистами. Обычно эти контакты происходят в кабинете директора или непосредственно на производстве (в производственных подразделениях). Это могут быть групповые контакты (совещания, собрания) или личные беседы ( с глазу на глаз ) с сотрудниками. Зачастую мнения отдельных сотрудников играют большую роль в изучении какого-либо решения. Личная беседа может иногда дать гораздо больший результат, чем отчет, представляемый в письменном виде. Здесь главную роль играет умение руководителя общаться с персоналом, его организационные способности.

- методы согласования работы между разными подразделениями (отделами). Эти методы подразумевают наличие тесных связей между отдельными структурными группами предприятия. Каждый отдел, например отдел сбыта, не должен заниматься только конкретным одним делом, не входя в курс дела других отделов, подразделений фирмы. Вся работа должна быть взаимосвязанной. Так легче будет принимать решение, осуществлять контроль и анализ деятельности предприятия, налаживать производство.

2. Внешние. К внешним источникам получения информации относятся книги, газеты, журналы, радио и телевидение. Внешнюю текущую информацию можно также получать в процессе контактов, бесед с клиентами, поставщиками, потребителями и прочими лицами, которые не являются сотрудниками фирмы. Для получения внешней информации фирмы:

- организуют специальный отдел по сбору текущей маркетинговой информации. Сотрудники такого отдела просматривают наиболее важные издания в поисках актуальных новостей, следят за обновлениями во всех СМИ, создают архив новостей.

- обучают сотрудников быть глазами и ушами фирмы. Продавцы, например, имею очень выгодное положение для получения внешних сведений о клиентах, их вкусах, потребностях, удовлетворении или неудовлетворенности товарами или услугами фирмы.

- поощряют своих агентов, торговцев за сбор нужных сведений. Информацию о конкурентах можно получить: при покупке товара у них, имея доступ к отчетам и документам, следя за их рекламой, читая информацию о них в газетах, беседуя с их клиентами, сотрудниками, торговыми агентами.

- покупают внешнюю информацию у специальных поставщиков сведений. Это могут быть всевозможные системы электронной рассылки, еженедельные обзоры и т.д.

Сбор информации очень важный этап изучения рынка. Как правило, не существует единого источника информации, содержащего все необходимые сведения об изучаемом предмете или процессе. При маркетинговом исследовании используются следующие типы информации: общая, коммерческая и специальная.

Общая информация представляет собой данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом по отрасли производства. Источником для получения такой информации обычно являются данные, предоставляемые статистическими учреждениями, отчеты за период, публикуемые в СМИ.

Коммерческая информация получается из деловой документации фирмы, от партнеров, клиентов, поставщиков. Это могут быть заказы, заявки, деловая переписка и т.д.

Специальная информация это данные, полученные в результате специальных мероприятий, проведенных по изучению рынка. Это, например опросы населения, клиентов, выставки-продажи, материалы, полученные из специальных маркетинговых организаций. Специальная информация играет большую роль в маркетинговых исследованиях, поскольку содержит ценные сведения, которые иногда очень тяжело получить.

Система маркетинговой информации это постоянно действующая система взаимосвязи людей и оборудования, предназначенная для сбора, анализа, оценки и распространения своевременной и достоверной информации для использования ее маркетинговыми службами с целью совершенствования производства, организации планирования и контроля за маркетинговыми мероприятиями.

Таким образом, мы выяснили, что же такое информация в маркетинге, какую роль она играет на рынке товаров и услуг, какие существуют виды и способы получения информации. Маркетинговая информация составляет основу маркетинговых исследований, о которых мы поговорим в следующем разделе

 



НАЗАД
Hosted by uCoz