НАЗАД
"ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ"
Маркетинг — наиболее «больное» место большинства российских предприятий.
Проблема производства продукта уже давно отошла на второй план, а способность
предприятия продавать произведенную продукцию является наиболее важным
индикатором для потенциальных инвесторов.
Многие предприятия предпринимают шаги к тому, чтобы реорганизовать или
создать вновь систему маркетинга предприятия. Какие же меры могут быть
предприняты руководителями предприятия для повышения ее эффективности?
Учитывая, что большинство предприятий находятся в сложном финансовом
положении, мы обычно рекомендуем начать с действий, которые не требуют
значительных затрат. Обычно это меры организационно-управленческого характера,
которые при целенаправленной реализации позволят предприятию значительно
повысить эффективность службы маркетинга и сбыта. Безусловно, было бы
желательно провести детальное исследование рынка, определить потенциал
различных групп потребителей, оценить возможности компании и конкурентные
преимущества, а также разработать новую маркетинговую стратегию, учитывающую
эти преимущества и потенциал рынка. Более эффективно эту работу можно
провести с участием консультантов по управлению. Но перечисленные ниже
шаги могут быть проделаны предприятием и без посторонней помощи:
- Оцените, какое положение на вашем предприятии занимает директор по
маркетингу (маркетингу и сбыту). Если на вашем предприятии таких управляющих
несколько, определите одного, который будет обладать не только исчерпывающими
полномочиями, но и нести всю полноту ответственности за результаты деятельности
компании на рынке. Обычно менеджер, ответственный за маркетинг и сбыт,
является вторым после генерального дирекора человеком в управляющей
команде предприятия.
- Проанализируйте, кто и как выполняет на вашем предприятии следующие
функции:
Функции |
Описание |
Разработка стратегии |
Определение направлений совершенствования старой и разработки новой
продукции. Определение ключевых потребителей и сбытовой политики |
Исследования рынка |
Анализ сбыта продукции. Исследование рынков. Определение наиболее
привлекательных рынков сбыта. |
Продвижение продукции на рынок |
Выставки, презентации. Реклама. Стимулирование спроса. |
Сбыт конечным потребителям |
Прямые контакты с покупателями (телефонные звонки, личные посещения).
Определение реакции потребителей на продукцию предприятия. |
Сбыт посредникам |
Контакты с посредниками (телефонные звонки, личные посещения). Определение
реакции посредников на продукцию предприятия. |
Административная поддержка сбыта |
Обработка информации о сбыте продукции или услуг. Материально техническая
поддержка сбыта. |
Логистика |
Управление доставкой и хранением продукции |
Управление платежами |
Контроль платежей, управление дебиторской задолженностью |
Юридические вопросы (контрактация) |
Подготовка контрактов и других юридических документов, связанных
со сбытом продукции или услуг предприятия). |
Необходимо назначить ответственных за выполнение данных функций, наделить
их полномочиями и ресурсами, определить критерии оценки эффективности
их работы и ответственность. Система вознаграждения сотрудников подразделения
маркетинга и сбыта должна быть связана с результатами деятельности компании
на рынке.
- Опишите свои продукты или услуги:
- Наименование продукта;
- Преимущества и недостатки;
- Важнейшие конкурентные преимущества
- Определите своих потребителей (целевые группы потребителей). И оцените
потенциал каждой целевой группы потребителей.
Продукт
|
А
|
Б
|
Потребитель 1
|
Высокий
|
Средний
|
Потребитель 2
|
Средний
|
Низкий
|
Потребитель 3
|
Высокий
|
Высокий
|
- Для каждой целевой группы потребителей сформулируйте:
- Причины, по которым клиенты покупают ваши продукты и услуги;
- Причины, по которым клиенты отказываются от покупки.
- Опишите способы продвижения продукции целевым группам потребителей,
определите наиболее эффективные из них.
- Проанализируйте ценовую политику. Как цены на ваши продукты отличаются
от цен конкурентов? Проанализируйте систему скидок с учетом системы
дистрибьюции продукции.
- Оцените вклад каждого продукта в покрытие общих издержек предприятия.
- Определите типичные размеры сделок (крупные, средние, малые), их объемы
в денежном и натуральном выражении.
- Определите приоритеты, сконцентрируйте свои усилия и ресурсы только
на тех продуктах, которые вносят наиболее значительный вклад в покрытие
общих затрат и только на тех целевых группах потребителей продукции,
которые имеют наивысший потенциал.
- Определите точку безубыточности компании (минимальный допустимый общем
продаж) в денежном выражении.
- Рассчитайте индивидуальный план продаж для каждого сотрудника.
- Определите минимальное количество сделок, которое должна совершать
компания за отчетный период.
- Проанализируйте продуктивность работы отдела продаж: какое количество
контактов устанавливается ежемесячно, какое количество клиентов покупает
продукцию и на какую сумму.
- Определите количество контактов, которые должна обеспечить компания
для того, чтобы достичь необходимого объема продаж.
- Определите количество контактов и клиентов, которые должен обеспечить
один сотрудник отдела продаж.
- Создайте такую систему мотивации персонала, которая будет ориентировать
сотрудников службы маркетинга и сбыта на достижение результатов.
- Проанализируйте, чем занимаются сотрудники отдела маркетинга и продаж
в течение рабочего дня.
- С учетом данных анализа выполнения задач и функций определите состав
и количество сотрудников отделов маркетинга и сбыта.
- Проанализируйте процесс продаж и определите критические стадии (поиск
контактов или доведение информации до клиентов, инициирование интереса,
определение потребностей клиента, подготовка предложения, получение
оплаты), которые требуют совершенствования.
- Разработайте план маркетинга:
- Какие продукты продавать и кому?
- Ценовая политика
- Система распределения
- Методы продвижения продукции, как вы будете информировать клиентов
о своих продуктах или услугах
- Определите план продаж и другие показатели, по которым вы будете оценивать
результаты деятельности подразделения маркетинга и сбыта.
- Служба маркетинга должна регулярно представлять в отдел продаж разработанные
программы маркетинговых «атак», ориентированные на целевые группы потребителей.
Несмотря на то что данный перечень задач выглядит внушительно, это только
начало на пути создания эффективной службы маркетинга и сбыта, но без
их реализации вряд ли можно добиться успеха на рынке.
|