НАЗАД
"курс лекций по МАРКЕТИНГУ"1. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТОВАРА1.3. товарная политика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.1. Формирование товарной политики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Товарная политика хотя и очень важная, но тем не менее лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип “товар выбирает покупателя” в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Для этого служит система конструирования, моделирования, дизайна. Механизм стимулирования должен ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель выпускает товары. Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения следующих условий: а) четкого представления о целях производства; б) сбыта и экспорта на перспективу; в) наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; г) хорошего знания рынка и характера его требований; д) полного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе. В условиях необходимости привлечения все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и других задач, а также неопределенности конечных коммерческих результатов требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику. В стратегическом плане товарная политика предприятия должна исходить из концепции ЖЦТ, то есть из того факта, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, характеризующийся объемами его продаж во времени. Переход от одной стадии ЖЦТ к другой происходит плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями в объемах продаж товара, чтобы своевременно уловить границы стадий и соответственно дать рекомендации руководству предприятия для внесения изменений в товарную политику перераспределения маркетинговых ресурсов и усилий. Важным элементом товарной политики является своевременное внесение в товар изменений, которые повышают его потребительскую ценность или расширяют круг его возможных покупателей (модернизация или модификация товара). Другой стратегический подход к проведению товарной политики, направленной на сохранение или даже увеличение доли рынка, состоит в создании и введении на рынок новых товаров взамен исчерпавших свой жизненный цикл без существенных изменений в технологических процессах, характерных для данного предприятия. Такая политика рассчитана на определенный сегмент рынка, сформировавшийся круг покупателей, которые обрели доверие к торговой марке фирмы и к фирме в целом. Поскольку рыночный (конечный) успех отныне является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, планированием ассортимента и его совершенствованием. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.2. Формирование ассортимента | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом. Номенклатура, или товарный ассортимент, – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, телевизор) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации (одно, -двух, -трехкамерные модели холодильников). Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен). Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между “старыми” и “новыми” товарами, товарами единичного и серийного производства, “наукоемкими” и обычными товарами, овеществленными товарами и лицензиями и “ноу-хау”. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствии с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Основными фазами планирования ассортимента продукции являются следующие: 1) определение текущих и потенциальных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках; 2) оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям; 3) критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пп. 1, 2, но уже с позиций покупателя; 4) решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля; 5) рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также новых способов и областей применения товаров; 6) разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей; 7) изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности; 8) проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребностей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям; 9) разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения. Оценка и пересмотр всего ассортимента, планирование и управление ассортиментом – неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента. Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Главная задача служб маркетинга – принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: а) изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; б) определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; в) утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; г) выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы. Еще одним важным условием является то, что товаропроизводитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения этой проблемы следует иметь методики оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.3. Процесс планирования ассортимента | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся или потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Другими словами, каждый производитель занят не только производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей. Планирование ассортимента начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось другое представление о продукте. Независимо от источника происхождения замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт созданной или еще не созданной потребности. Если речь идет о новом или усовершенствованном продукте, предназначенном для дополнения существующего ассортимента либо замены уже выпускаемого продукта, то очередной шаг заключается в том, чтобы дать предварительную оценку замыслу, который сложился на основе выводов проведенного исследования рынка. Если замысел оценивается как перспективный, то на продукт составляется спецификация исходя из требований потребителя. Если предварительная калькуляция издержек производства показывает возможность получения приемлемой нормы прибыли, то выпускается небольшая партия изделий для испытания с помощью потенциальных потребителей. Одновременно служба маркетинга разрабатывает предварительные планы и определяет бюджеты сбыта и рекламы с тем, чтобы проверить выгодность сбыта нового продукта для предприятия. Результаты испытаний реально покажут, нужно ли вносить в продукт какие-либо изменения до того, как он будет выпущен на рынок. Каков бы ни был рекомендуемый план реализации изделия, он должен твердо основываться на реалистической оценке имеющегося риска, а также тех преимуществах прибыли или потерь, которые могут быть связаны с осуществлением избранного курса. Результаты будут зависеть от того, какие сильные и слабые стороны имеются у предприятия по сравнению с конкурентами, то есть от его конкурентоспособности во всех областях, касающихся самого изделия, организации сбыта, рекламы, исследования маркетинга, информационной службы, а также от ее способности действовать более быстро, решительно, гибко, чем конкуренты. Таким образом, процесс планирования ассортимента имеет исходные условия, свои особенности и логику проявления, без которых эта технология не даст требуемых результатов. 1. Планированию и собственно формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, дающей научное обоснование и практически выполнимое представление о перспективном ассортименте предприятия, его оптимальном варианте, опирающемся на прогнозные данные относительно характера будущего спроса и потенциальных возможностей предприятия удовлетворять предполагаемый спрос. 2. Целевая направленность и искусство планирования проявляются в том, чтобы воплотить реальные и потенциальные возможности предприятия в определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребности покупателей на высоком уровне и позволяющих получить достаточную прибыль. 3. Типичный цикл планирования ассортимента и реализации его в коммерчески успешные продукты включает в качестве исходного момента предварительную оценку замысла, за которым следует разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание опытных образцов, проверку возможностей массового производства, рыночный тест товара с целью выявления его конкурентоспособности, соответствия требованиям рынка и прибыльности. Рис. 5. Ширина и глубина ассортимента Объем и структура ассортимента обычно характеризуются широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) (рис. 5). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ АБС и выбор основных товаров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данные графика могут дать сведения о продукции, которую, возможно, следует исключить из производственной программы (рис. 6). Рис. 6. График АБС-анализа Выводы, которые можно сделать с помощью АБС-анализа: а) с точки зрения затрат может быть желательно, чтобы производство было сконцентрировано на малом числе продуктов. С другой стороны, в этом случае риск может быть недостаточно распределен. Необходим баланс? б) продукты, попавшие в область С, являются кандидатами на исключение из программы (в случае, если этому не мешают другие соображения). в) при исключении продуктов из производственной программы необходима осторожность. По крайней мере, стоит учесть вклад продуктов в покрытие постоянных и переменных затрат. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.4. Решения, касающиеся производственной программы и ассортимента | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При формировании программы необходим компромисс между разноплановыми интересами. Для производителя, с точки зрения себестоимости, в программу должно входить меньшее число продуктов. Для расширения программы требуется частая переналадка производства, возможно, переход от специализированных к многоцелевым машинам. Большое число продуктов означает малые серии, высокую
штучную себестоимость, большие складские запасы в снабжении и сбыте, большую
нагрузку на аппарат управления. Решение
компромисса? Принятие решений в области ассортимента зависит от финансовых возможностей и знаний отрасли, которыми обладает предприниматель, от расположения предприятия, от конкуренции, от покупательной способности. Сюда добавляются возможности снабжения (связи с заграницей, особые права на сбыт), а также поддержка со стороны предприятия-производителя. На практике формировать производственную программу значительно
труднее, чем торговый ассортимент, поскольку эти решения зависят от
возможностей производства. Почему? Проблемы, возникающие при этом, можно охарактеризовать следующим образом. 1. Какие продукты должны производиться в течение следующего планового периода или какие другие возможности вложения средств можно порекомендовать? Учет фактора времени имеет большое значение, поскольку успех в разных промежутках времени не постоянен. 2. В каком количестве должны производиться продукты в следующих периодах? Здесь можно указать на тесную связь между формированием программы и готовностью к поставке. 3. Когда нужно начать введение нового продукта? Это зависит от резервов мощности, деятельности конкурентов и конъюнктуры, а также от структуры производственной программы. Новые продукты должны вводиться своевременно, чтобы за счет их успеха можно было, по крайней мере, возместить спад сбыта продуктов, находящихся в фазе дегенерации. 4. Когда необходимо остановить производство и снять продукт с рынка? 5. Как следует распределить мощности предприятия, чтобы достичь роста и использовать имеющиеся рыночные шансы? Ресурсы предприятия всегда ограничены, что приходится учитывать при принятии решений. 6. Следует ли производить продукт самому или лучше закупить его на стороне? Вопрос о дополнительной закупке решается с учетом различных аспектов. Это означает привлечение поставщиков, являющихся специалистами в своей области. Часто это единственная возможность подключиться к техническому развитию. Кроме того, в ходе международного разделения труда много продуктов приобретается для дополнения своего ассортимента в странах с низкой заработной платой. Возможна также кооперация предприятий, взаимно дополняющих свой ассортимент. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.5. Эффект связи между продуктами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленные и торговые предприятия, индивидуальные покупатели очень часто приобретают товары многих наименований за один раз. Причин этому может быть много. Если рассматривать большое количество покупок, то выяснится, что имеются сочетания товаров, которые часто покупаются вместе, в то время как другие почти никогда. Интенсивность связи между продуктами различна. Измерить ее и использовать в целях маркетинга – это первейшая задача работы с программой. Простейший метод определения интенсивности связи заключается в подсчете частоты совместной покупки определенной пары товаров. Допустим, что ассортимент состоит из шести товаров и было сделано семь покупок, которые даны в табл. 4. Таблица 4 Связь между продуктами и покупками
На базе этих данных можно построить матрицу частоты совместных покупок (табл. 5). Причем каждая совместная покупка двух товаров получает значение 1. Самую высшую интенсивность связи имеют продукты C и D. Суммы по строкам и по столбцам уже показывают, насколько продукт связан с другими составляющими программы. Таблица 5 Матрица частоты совместных покупок
Как можно использовать знание эффектов связи? 1. Эти знания позволяют более обоснованно решать судьбу продукта. Если он приносит плохие результаты и не связан с другими, то его можно исключить из программы, и наоборот, стоит сохранить те продукты, которые, хотя и не приносят большой пользы (прибыли), но вызывают совместные покупки. С другой стороны, результаты анализа связей можно использовать и для проведения других мероприятий маркетинга. 2. Рекомендации эффектов связи для рекламы, поддержки и стимулирования сбыта. 3. Для получения преимущества при планировании расположения товаров в магазинах, на ярмарках, презентациях и т.п. 4. При определении цен на товары. В непосредственной связи с этим находится вопрос о ценовом уровне качества, который занимает в ассортименте центральное положение. Здесь проявляется связь ассортимента с политикой цен. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.6. Качество товара | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях свободной рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны. С точки зрения маркетинговой философии уровень качества товара определяется способностью этого товара удовлетворять определенные потребности конечного пользователя. Более точное и принятое в рамках международного сообщества определение качества содержится в международном стандарте ИСО 8402-86. “Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности”. Обусловленность и определенность потребности, которой должен удовлетворять товар, приводят изготовителя продукции к необходимости комплексного изучения предполагаемых рынков сбыта, их ранжирования и сегментации потребителей. Очевидно, что отвечать требованиям качества может только тот товар, который уже в момент разработки (создания) ориентирован на конкретных потребителей. В стандарте ИСО – 9004 жизненный цикл товара, названный “петлей качества”, начинается и заканчивается маркетинговыми исследованиями и представлен рядом последовательно сменяющихся этапов: 1) маркетинг – поиск целевых рынков, выбор потребителей (сегментация рынка); 2) НИОКР, связанные с созданием товара, включая разработку технических требований к будущей продукции; 3) материально-техническое снабжение (логистика), которое должно обеспечить необходимый уровень качества сырья, материалов и комплектующих изделий; 4) подготовка и разработка производственных процессов, то есть отработка организационно-технологического обеспечения производства; 5) непосредственно производство; 6) контроль, испытания и обследование товара в процессе производства и выходной контроль, базирующиеся на развитой метрологической службе и ориентированные на международную сертификацию готовой продукции и организационно-технологическое обеспечение производства качественной продукции; 7) упаковка и хранение готовой продукции, то есть решение проблем сохранения качества в период транспортировки и нахождения товаров на основных и промежуточных складах; 8) реализация и распределение, то есть обмен и распределение в случае независимой системы сбыта или распределение и обмен при прямом маркетинге (при наличии у товаропроизводителей собственной сбытовой сети, например при фирменной торговле); 9) монтаж и эксплуатация, то есть передача товара потребителю (фирменная система сервиса, в том числе и послегарантийный период: ремонты, поставка запасных частей и т.п.); 10) определение потребительской ценности (то есть соответствие функциональным и техническим требованиям) товара. Воздействие предприятия на различные этапы “петли качества” выражается в трех основных направлениях хозяйствования (рис. 7): а) обеспечение качества; б) управление качеством; в) улучшение качества. Обеспечение качества продукции определяется как совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа жизненного цикла изделия “петли качества” таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Наиболее целесообразным в этом смысле представляется формирование целевых научно-технических программ обеспечения качества продукции. Эти программы необходимо разрабатывать для каждого вида изделия, выпускаемого предприятием. Они должны содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, жесткие требования к ресурсному обеспечению всех этапов “петли качества”, например к технологическому оборудованию, сырью, материалам, комплектующим изделиям, метрологическому обеспечению, уровню подготовки производственного персонала и т.п. Управление качеством – это управление прежде всего технологическими процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или самой системе качества и устранение не только выявленных несоответствий, но и причин их возникновения. По мере непрерывного усовершенствования технологии производства возникает два момента: а) потребители или покупатели предъявляют все более высокие требования к качеству, следовательно, цена, приписываемая конкретному качеству, непрерывно уменьшается; б) разработка новых технологических процессов и улучшение организации производства позволяют фирме снижать затраты на повышение качества. Она может производить продукцию более высокого качества, не увеличивая затрат. Это как раз то, что необходимо для удовлетворения возросших требований к качеству со стороны потребителей. Своеобразное соревнование между потребителем, требующим более высокого качества за ту же цену, и фирмой, производящей продукцию более высокого качества без увеличения стоимости продукта, никогда не прекращается. Предприниматель, почивающий на лаврах, вместо того, чтобы усилить контроль качества всех стадий технологического процесса, находится на пути к банкротству. Вряд ли такая продукция может иметь стабильный оптимальный уровень качества. Если она и достигла этого уровня в какой-то степени, то только на короткое время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих фирм непрерывно изменяются. Необходимость приведения качества продукции в соответствие с изменяющимися условиями требует проведения ряда мероприятий, влияющих в конечном итоге на экономическую эффективность (рис. 7.). Рис. 7. Мероприятия по приведению качества продукции Достижение оптимального
качества невозможно без значительной работы в области планирования,
проектирования, производства, сбыта и обслуживания. При этом экономическая
эффективность изменения качества является лучшим критерием при выборе
необходимого решения из большого числа возможных вариантов. В условиях
свободной конкуренции качество товара становится первостепенной проблемой как
для товаропроизводителя, так и для потребителя. По мере того, как производитель
становится более критичным и экономически более сильным, он начинает понимать,
что можно производить наилучшие потребительские ценности с наименьшей
себестоимостью, то есть оптимальное
качество эквивалентно минимальным затратам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.7. Цикл развития качества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
До настоящего времени еще многие полагают, что качество промышленной продукции является прямым результатом определенных операций в процессе производства. Однако многие предприниматели понимают, что на качество оказывают влияние все этапы создания продукта: проектирование, изготовление и потребление. Если качество рассматривать как степень соответствия свойств продукции требованиям потребителя, то, следовательно, она создается на тех этапах, где учитываются нужды потребителя, определяются и реализуются свойства продукции, а также принимаются соответствующие меры, чтобы продукция дошла до потребителя, чтобы придать наглядную форму понятию “комплексный контроль качества”. Рассмотрим схему цикла качества (рис. 8). Рис. 8. Петля качества (цикл качества) Вследствие огромного разнообразия нужд рынка промышленная продукция, как правило, предназначается для удовлетворения нужд только определенной сферы рынка сбыта. Выбор такой сферы является одним из основных решений; его рассматривают как первый этап цикла качества. Затем следует разработка технического задания, которое включает большое число требований, обусловленных функциональным назначением будущего изделия. Задача технологов – выбрать наиболее рациональные из многочисленных технологических решений осуществления этого проекта. Эффективное использование качества изделия возможно только тогда, когда оно попадает именно к тому потребителю, для которого предназначено в соответствии с принятым основным решением, а это, в свою очередь, зависит от системы сбыта продукции и принимаемых в связи с этим мер. Таким образом, сбыт продукции тоже является одним из этапов цикла качества. И наконец, должна быть обеспечена безотказная эксплуатация изделия, что достигается обслуживанием потребителей. Качество обслуживания часто определяет длительность работы изделия, что, безусловно, является важным элементом качества. Разработка и осуществление программы сопровождается целенаправленными исследованиями (эксплуатационными, техническими, экономическими и т.д.), которые могли бы обеспечить получение оптимального качества. После завершения исследовательских работ начинается практическое осуществление программы, которая состоит из следующих этапов. 1. Разработка технических требований к качеству объекта, соответствующих принятым базовым решениям, разработка функциональных требований к изделию и определение альтернативных возможностей. 2. Изготовление действующей модели или экспериментального образца объекта в натуральную величину с реальными функциональными характеристиками. Анализ качества этого образца дает возможность оценить конструктивные решения, качество выбранных материалов. При выборе наиболее приемлемых решений необходимо все время учитывать как стоимость их осуществления, так и возможности эффективных методов производства. 3. Организация производства и выпуск изделий запланированного качества по запланированной себестоимости. 4. Распределение продукции, сбыт и организация гарантийных услуг и обслуживания потребителей как неотъемлемые этапы цикла качества. 5. Определение потребительской ценности для выяснения, в какой степени на практике продукция соответствует функциональным, техническим и другим требованиям и были ли эти требования достаточно рациональны. Цикл развития качества на этом заканчивается. Следующий цикл начинается с более высокого уровня качества, достигнутого в предыдущем цикле. Это оказывает благоприятное воздействие на соотношение потребительской ценности и стоимости изготовления. В соответствии с характеристикой каждого этапа описать следующие исследования: а) рынков сбыта (характеристика потребителей); б) функциональные исследования продукции; в) технико-экономические; г) организационные; д) в области управления производством (менеджмента); е) потребительских возможностей рынка; ж) определение потребительских ценностей продукции. *Введение* 1. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТОВАРА 1.1. Товар и его характеристики 1.2. Разработка товара 1.2.1. Уровни товара 1.2.2. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) 1.2.3. Критерии определения новых товаров 1.2.4. Товарный знак 1.2.5. Упаковка и маркировка товара 1.3. Товарная политика 1.3.1. Формирование товарной политики 1.3.2. Формирование ассортимента 1.3.3. Процесс планирования ассортимента.Анализ АБС и выбор основных товаров 1.3.4. Решения, касающиеся производственной программы и ассортимента 1.3.5. Эффект связи между продуктами 1.3.6. Качество товара 1.3.7. Цикл развития качества 1.4. Конкурентоспособность товара 1.5. Цена товара 1.5.1. Порядок ценообразования 1.5.2. Управление ценами 2. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА 2.1. Организация системы товародвижения 2.2. Каналы распределения товаров 2.3. Выбор каналов сбыта 2.4. Розничная торговля 2.5. Оптовая реализация товаров 2.6. Прямой маркетинг 2.7. Система маркетинговых коммуникаций 2.7.1. Товарная реклама |