НАЗАД
"Как составлять маркетинговый отчет
(практическое руководство)"
Годовой
маркетинговый отчет — один из основных и наиболее важных документов, подготовка
которых входит в перечень задач, решаемых отделом маркетинга на фирме,
предприятии, современном производстве. Для того чтобы к моменту подготовки
данного документа (обычно к началу последующего за отчетным года) в
распоряжении сотрудников отдела маркетинга была вся необходимая для анализа
информация в доступном и наглядном виде, необходимо формировать ежемесячные
маркетинговые отчеты, включающие основные пункты годового. Это должны быть
ежемесячные отчеты о сбыте, эффективности ассортимента, эффективности рекламы,
о потребителях, конкурентах и поставщиках.
Следует учитывать,
что для различных сфер деятельности — оптовая и розничная торговля,
производство, услуги, консалтинг и т.п. — содержание маркетинговых отчетов
должно быть скорректировано в соответствии со спецификой деятельности
конкретной фирмы, предприятия, производственно-коммерческой единицы. В дальнейшем
предлагается для обобщения различных видов бизнес-деятельности использовать
термин «проект».
Годовой
маркетинговый отчет обычно включает в себя следующие основные пункты:
1. Введение.
2. Основные понятия и определения.
3. Общие сведения о проекте.
4. Описание рынка.
5. Тип производства, методов торговли или
другого вида бизнес-деятельности.
6. Описание и характеристика потребителей.
7. Описание места расположения соответствующей
производственной/коммерческой единицы.
8. Товарная политика (анализ эффективности
ассортимента).
9. Ценовая политика.
10. Дополнительные услуги, дополнительные виды
деятельности.
11. Методы продвижения продуктов.
12. Конкуренция.
13. Выводы, прогнозы и рекомендации.
14. Приложения.
Рассмотрим
содержание каждого пункта более подробно.
1.
Введение
·
Цель
отчета: целью отчета может быть анализ маркетинговой деятельности или
разработка планов и рекомендаций на последующий период и т.п.
·
Ссылки
на предыдущие отчеты или документы.
·
Описание
исходных данных, на основании которых делается анализ, способы их получения,
хранения и обновления.
·
Описание
основных маркетинговых целей и задач для данной производственной/коммерческой
единицы.
·
Краткое
описание рекламной концепции, которая была принята на соответствующий отчетный
период.
2. Основные понятия и определения
В данном разделе
необходимо представить описание тех основных понятий и определений, которые
будут использованы в отчете. Например, целесообразно дать определение и краткое
описание основных групп потребителей, которые существуют на рассматриваемом
рынке; классификатор с указанием основных характеристик и ценовых диапазонов
соответствующего товара/продукта/услуги; предложить трактовку основных терминов
и понятий.
3.
Общие сведения о проекте
·
Дата
начала действия соответствующего проекта.
·
Описание
основных видов бизнес-деятельности, участвующих в проекте.
·
Цели
проекта, стратегия развития.
·
Основные
финансово-экономические показатели за прошедший период.
·
Уровень
технологии, обслуживания.
·
Краткое
описание основных видов продукции/услуг.
4. Описание рынка
·
Наличие
группы потенциальных потребителей, заинтересованных в выпускаемых/предлагаемых
товарах/услугах.
·
Сегментация
рынка:
— географическая сегментация;
— демографическая сегментация (возраст, пол,
состав семьи, уровень дохода, род занятий, образование);
— психологическая сегментация (образ жизни,
хобби, проведение досуга и т.п.);
— поведенческая сегментация (причины
совершения покупки, ожидаемые от покупки выгоды, интенсивность потребления,
готовность к покупке и проч.).
·
Краткая
информация о конкурентности выбранного рынка.
·
Краткое
описание деятельности и особенностей работы с поставщиками товаров,
комплектующих, сырья и т.п. (причины выбора того или иного поставщика,
преимущества работы с конкретными поставщиками, сложности в работе с некоторыми
поставщиками).
5. Тип производства, методов торговли или другого вида
бизнес-деятельности
Представляется
краткое описание типа организации бизнес-деятельности. Например, для
производства:
·
серийное,
мелкосерийное, единичное; прерывное или непрерывное;
·
источники
получения сырья и комплектующих;
·
используемые
технологии с акцентом на возможные конкурентные преимущества;
·
вторичное
производство, использование отходов.
Для
розничной/оптовой торговли:
·
сеть
магазинов или несколько магазинов, не связанных по ассортименту, ценовой
политике, стилю и т.п. в единую сеть;
·
единство
торгового процесса в магазинах сети;
·
работа
продавцов/менеджеров по продажам с клиентами (стиль общения, внешний вид,
квалифицированность и компетентность, знание особенностей предлагаемого товара,
коммуникабельность, мобильность, наличие инструкции по работе продавцов;
·
оформление
торговых точек, магазинов сети.
6. Описание и характеристики потребителей
Розничный
потребитель:
·
социальный
портрет потребителя (возраст; уровень доходов; образование; сфера занятости и
вид деятельности; семейное положение);
·
более
полная информация о потребителе (увлечения; хобби; просматриваемые
ТВ-программы; читаемая литература, пресса; любимая радиостанция; марка
автомобиля; места проживания потенциальных потребителей; условия проживания —
квартира, загородный дом и т.п.);
·
мотивации
при приобретении соответствующего товара/продукта/услуги (обеспечение
физиологических потребностей; обеспечение собственной безопасности или
безопасности близких; самоутверждение; забота о близких; уважение со стороны
окружающих; принадлежность к определенной социальной группе);
·
описание
процесса принятия решения потребителем при покупке соответствующего
товара/продукта/услуги;
·
преимущества,
которые приобретает клиент при покупке соответствующего товара/продукта/услуги;
·
анализ
мест проживания потребителей (эти данные смогут сформировать рекомендации по
размещению, например, щитовой или адресной рекламы, мест расположения новых
торговых и производственных площадей и т.п.).
Оптовый
потребитель:
·
описание
соответствующих групп оптовых потребителей (производства, магазины,
посреднические фирмы, зарубежные компании и т.п.);
·
более
подробное описание каждого крупного оптового потребителя;
·
описание
вариантов использования приобретаемых оптовым потребителем товаров;
·
краткое
описание конечного потребителя реализуемых товаров;
·
описание
основных принципов и организации работы с оптовыми потребителями (системы
расчетов, поставок, наиболее популярные модели или изделия, марки товаров,
частота и характер рекламаций, степень удовлетворенности ассортиментом,
качеством и технико-технологическими характеристиками товаров).
7. Описание места расположения соответствующей
производственно-коммерческой единицы
Розничная
торговля:
·
места
расположения торговых точек;
·
наличие
потоков автотранспорта, пешеходов, оценка интенсивности потоков (количество
автомобилей или пешеходов в час с указанием изменения интенсивности в
зависимости от времени суток);
·
удобство
подъезда к торговой точке на автотранспорте или на прочих видах транспорта
(наличие рядом станций метро, автобусных, троллейбусных, трамвайных остановок,
железнодорожных станций);
·
возможность
охвата потоков автотранспорта, проходящего из других районов, не являющихся
ближайшими к торговой точке;
·
наличие
в ближайшем окружении крупных офисов, банков, производств, торговых центров,
рынков;
·
описание
степени платежеспособности жителей ближайших районов, их уровень и стиль жизни,
уровень дохода, социальный портрет;
·
оценка
стоимости 1 кв. м жилья или аренды торгово-производственных помещений в
ближайших районах;
·
оценка
потенциала охвата анализируемой торговой точки (по численности населения
соответствующих районов);
·
расположение
в ближайшем окружении магазинов конкурентов.
Оптовая торговля:
·
анализ
места расположения с точки зрения удобства подъезда оптовых клиентов;
·
расположение
потенциальных оптовых клиентов относительно соответствующей
производственной/коммерческой единицы;
·
расположение
конкурентов относительно анализируемой производственной/коммерческой единицы.
Производство:
·
анализ
места расположения с точки зрения удобства и стоимости доставки сырья,
комплектующих;
·
анализ
места расположения с точки зрения удобства доставки готовой продукции оптовому
или розничному покупателю;
·
анализ
места расположения собственных торговых точек по реализации выпускаемой
продукции относительно места расположения самого производства;
·
расположение
потенциальных оптовых/розничных клиентов относительно соответствующего
производства;
·
анализ
мест расположения бизнес-партнеров;
·
анализ
расположения конкурирующих производств.
·
анализ
причин, по которым сформирован существующий ассортимент, оценка его
оптимальности;
·
краткое
описание потребительских и технико-технологических свойств основных
ассортиментных групп или изделий;
·
оценка
объемов реализации (в денежном и физическом выражении) по каждой товарной
группе или изделию;
·
анализ
рентабельности, нормы прибыли по товарным группам или изделию;
·
выявление
нерентабельной продукции или группы товаров, анализ причин низкой
рентабельности;
·
анализ
сбыта по аналогичным ассортиментным группам или изделиям у конкурентов;
·
анализ
сезонности сбыта;
·
анализ
причин увеличения/снижения сбыта по ассортиментным группам или изделиям в
определенные периоды времени;
·
анализ
ассортимента (с учетом себестоимости, спроса, цены реализации, сложности в
производстве или доставке, удобства работы с поставщиками или партнерами и
т.п.).
9. Ценовая политика
·
основные
принципы формирования ценовой политики (с учетом особенностей, покупательской
способности и уровня дохода групп потребителей, на которых ориентируется
соответствующая производственная/коммерческая единица);
·
особенности
формирования себестоимости на соответствующий товар/услугу;
·
оценка
степени влияния на собственную ценовую политику уровня цен и системы
ценообразования у конкурентов;
·
причины
изменения уровня цен, произошедшие за анализируемый период;
·
анализ
ценовой политики поставщиков сырья, комплектующих, сопутствующих товаров;
·
скидки,
дисконтные карты;
·
описание
акций по распродажам, прошедшим за анализируемый период;
·
описание
особенностей системы расчетов с клиентами (кредитные карты,
наличные/безналичные расчеты, величины предоплаты, кредитование клиентов,
отпуск товаров на консигнацию и т.п.);
·
анализ
соответствующей системы расчетов с клиентами у конкурентов.
10. Дополнительные услуги, дополнительные виды деятельности
В данном разделе
необходимо дать краткое описание дополнительных услуг или дополнительных видов
деятельности. При этом возможно придерживаться основных пунктов, из которых
состоит описание основного вида деятельности:
·
причины
появления дополнительных видов деятельности;
·
краткое
описание дополнительных видов деятельности;
·
оценка
уровня спроса на результаты дополнительного вида деятельности;
·
уровень
цен и система ценообразования;
·
описание
конъюнктуры рынка, конкурентов;
·
описание
потребителей по дополнительным видам деятельности;
·
продвижение
товаров от дополнительного вида деятельности на рынок.
11. Методы продвижения продуктов
·
внешняя
реклама:
— описание основных видов рекламных
воздействий и PR-акций, используемых за анализируемый период;
— реклама в прессе;
— реклама на радио;
— реклама на телевидении;
— наружная реклама; внешнее оформление
торговой точки или производства, офиса;
— щитовая реклама;
— адресная реклама;
— совместная реклама;
— участие в выставках, ярмарках;
— реклама в Интернете;
— печатная реклама (рекламные буклеты,
каталоги, пресс-релизы);
— сувенирная продукция с логотипом фирмы,
адреса и методы ее распространения;
·
внутренняя
реклама (торговой точки, производственной/коммерческой единицы);
·
PR-мероприятия;
— спонсорство;
— распространение информации о фирме через
телевидение, радио, прессу, выступление представителей руководства в средствах
массовой информации;
— корпоративные связи;
— пресс-конференции, семинары;
— презентации;
·
стимулирование
сбыта;
— скидки, снижение цен;
— наличие дисконтных карт;
— призы, подарки покупателям и клиентам;
— бесплатные пробы, тестирование товаров,
дегустации;
— гарантии;
— демонстрация товаров в местах их реализации;
— поощрение продавцов/менеджеров по сбыту;
— поощрения деловых партнеров и торговых
агентов;
— совместное стимулирование сбыта с другими
фирмами;
·
анализ
эффективности рекламы;
·
обеспечение
качества продукции, услуг, работы с клиентами.
12. Конкуренция
·
уровни
конкуренции, актуальные для занимаемого рынка:
— конкуренция товаров, ассортиментных групп;
— конкуренция торговых марок;
— производственная конкуренция;
— отраслевая конкуренция;
— формальная конкуренция;
— общая конкуренция;
·
информация
о конкурентах, функционирующих на выбранном сегменте рынка:
— анализ мест расположения конкурирующей
производственной/коммерческой единицы;
— товарная и ассортиментная политика
конкурентов;
— ценовая политика конкурентов;
— рекламная политика, методы стимулирования
сбыта и PR-мероприятия конкурентов;
— описание потребителей, с которыми работают
конкуренты;
— методы и приемы работы конкурентов с
потребителями;
— анализ особенностей организации
производства/торговли у конкурентов;
— особенности кадровой политики у конкурентов;
— дополнительные услуги, предлагаемые
конкурентами;
— оформление торговых
точек/производства/офисов конкурентов;
— оценка объемов реализации у конкурентов;
— нововведения, дополнительные виды
деятельности конкурентов;
— анализ сильных и слабых сторон конкурентов;
·
анализ
собственных конкурентных преимуществ.
13. Выводы, прогнозы и рекомендации
Выводы, прогнозы и
рекомендации целесообразно делать в соответствии с основными пунктами отчета.
При этом обязательно делается общий вывод об эффективности маркетинговой
деятельности соответствующего проекта за анализируемый период.
14. Приложение
Приводятся графики,
таблицы, схемы и прочие дополнительные материалы, наглядно иллюстрирующие
содержание отчета. Это могут быть:
·
диаграмма
сегментации рынка;
·
организационная
структура соответствующей производственной/коммерческой единицы (предприятия);
·
схема
взаимодействия соответствующей производственной/коммерческой единицы с
поставщиками, партнерами, торговыми точками, оптовыми клиентами;
·
схемы
расположения собственных торговых точек, офисов или производств с указанием
потоков транспорта, пешеходов, способов подъезда (для поставок сырья и
комплектующих); отображение потенциала охвата по районам, регионам, областям;
·
схемы,
чертежи, изображения производимых/реализуемых товаров, их основные технические
и эксплуатационные характеристики;
·
графики
сезонности сбыта;
·
диаграммы
структуры себестоимости соответствующего товара/продукта/услуги;
·
динамика
изменения рентабельности по товарам или товарным группам;
·
изображения
рекламных макетов, мест расположения рекламных щитов, описания содержания
радио- и телероликов, другие наглядные рекламные материалы;
·
схема
расположения торговых/производственных точек конкурентов с указанием их
площадей охвата по районам, регионам, областям (можно в сравнении с
территориями охвата собственной торговой/производственной сети);
·
диаграммы
и графики прогнозов объема сбыта по товарам или товарным группам.
В заключение следует
отметить, что маркетинговый отчет для каждого конкретного случая не должен быть
ограничен перечисленными выше разделами. Специфика соответствующей отрасли,
производства или сферы торговли, безусловно, потребует корректировки содержания
маркетингового отчета с учетом конкретных условий производственной/коммерческой
деятельности.
|