НАЗАД


"SWOT АНАЛИЗ"


 

Ситуационный анализ

Ситуационный, или «SWOT-анализ» (первые буквы английских слов:Strengths— сильные стороны; Weaknesses — слабые стороны; Opportunities — возможности; Threats — опасности, угрозы),

может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.

Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру. В табл. 2.1 приводится пример возможной формы для анализа сильных и слабых сторон организации.

Анализ сильных и слабых сторон организации.

Таблица 2.1

 

Составляющие

внутренней

среды

 

Эффективность составляющих внутренней среды

Важность

 

Оч. сильн

 

Силь­ная Нейт­раль­ная

 

Сла­бая

 

Оч.слабая

 

Высо­кая

 

Сред­няя

 

Низкая

 

Маркетинг:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репутация организации и продуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыночная доля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество продуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень сервиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственные издержки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на распределение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность продвижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность работы сбытовиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень прибыльности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая стабильность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рентабельность инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цена акций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень НИОКР и инноваций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности своевременных поставок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние ос­новных фондов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резервы производственных мощностей  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование современных

технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и кадры:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимате­льская ориентация  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квалификация руководства  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квалификация персонала  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональность распределения

прав и ответст­венности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как и отдельные составляющие внутренней среды, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе ана­лиза внутренней среды организации. Так как организационная культура не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруд­нен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно по приведенной форме оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников; пси­хологический климат в коллективе и т. п.

Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структу­рой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организа­цию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического планирования состо­ит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организа­ции, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое этих клеточках.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организа­ция должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентри­рует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

            Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепо­чек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.


 

Важность

Эффективность

Низкая

Высокая

Высокая

Требует особого внимания

Продолжать сохранять высокий уровень

Низка

Низкий приоритет

Чрезмерное внимание малозначимым факторам

 

Рис. 2.9. Матрица «Важность-Эффективность»

  Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организа­ция, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.

Далее устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT,которая имеет следующий вид (рис. 2.10). Слева выделяются два разде­ла (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выяв­ленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угро­зы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возмож­ности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (сла­бость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмот­реть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить от­дачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устране­ния угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация дол­жна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 2.11).

Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается сте­пень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умерен­ное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внут­ри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организа­ции. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руко­водство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

 

 

 

Возможности

1.

2

3

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

 

ПОЛЕ

«СИВ»

 

 

ПОЛЕ

«СИУ»

 

2.

3.

Слабые стороны

 

 

ПОЛЕ

«СЛВ»

 

 

ПОЛЕ

«СЛУ»

1.

2.

3.

 

Рис. 2.10. Матрица SWOT


Пример:

SWOT- анализ Microsoft.

 

Opportunity

I.                    Создание нового ПО

II.                  Снижение цены

III.                Выход на другие рынки

Threat

I.                 Антимонопольная политика

II.               Конкуренция

III.             Снижение спроса

Strength

1.    Репутация на рынке

2.    Большая доля рынка

3.    Хороший персонал

4.    Секретные технологии

5. Хорошая реклама товара

I.             – 3,4

II.           – 2,4

III.         – 1,4,5

I.             – 2

II.           –3,4

III.         –4,5

 

Weakness

1.       Недоработанная продукция

2.    Низкая зарплата

3.    Монополия

I.             – 1

II.           – 1,3

III.         – 2

I.             – 3

II.           – 1,2

III.         – 1

 

 

Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис2.12) . Те угрозы, которые попадают на поля «ВР» , «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «НР», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК”,  «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.

 

Вероятность использования возможностей

 

Влияние возможностей на организацию

 

Сильное

 

Умеренное

 

Малое

 

Высокая

 

ПОЛЕ «ВС»

 

ПОЛЕ «ВУ»

 

ПОЛЕ «ВМ»

 

Средняя

 

ПОЛЕ «СС»

 

ПОЛЕ «СУ»

ПОЛЕ «СМ»

 

Низкая

 

ПОЛЕ «НС»

 

ПОЛЕ «НУ»

ПОЛЕ «НМ»

 

 

Рис. 2.11. Матрица возможностей

 

Вероятность реализации угроз

 

Влияние угроз на организацию

 

Разрушение

 

Критическое состояние

 

Тяжелое состояние

 

«Легкие ушибы»

 

Высокая

 

ПОЛЕ «ВР»

 

ПОЛЕ «ВК»

 

ПОЛЕ «ВТ»

 

ПОЛЕ «ВЛ»

 

Средняя

 

ПОЛЕ «СР»

 

ПОЛЕ «СК »

 

ПОЛЕ «СТ»

 

ПОЛЕ «СЛ»

 

Низкая

 

ПОЛЕ «HP»

 

ПОЛЕ «НК»

 

ПОЛЕ «НТ»

 

ПОЛЕ «НЛ»

 

Рис. 2.12. Матрица угроз

 

Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации, также должно осуществляться вниматель­ное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первосте­пенного устранения.

Что касается конкретного наполнения рассмотренных матриц, то реко­мендуется проводить выявление возможностей и угроз в трех направлениях: рынок, продукт и деятельность по реализации продуктов на целевых рынках (ценообразование, товарораспределение и продвижение продуктов). Источ­ником возникновения возможностей и угроз могут быть потребители, конку­ренты, изменение факторов макровнешней среды, например, законодатель­ной базы, таможенной политики. Целесообразно проводить данный анализ, отвечая применительно к возможностям и угрозам по трем направлениям на следующие вопросы:

1. Характер возможности (угрозы) и причина ее возникновения.

2. Как долго она будет существовать?

3. Какой силой она обладает?

4. Насколько она ценна (опасна)?

5. Какова степень ее влияния?

Для анализа среды также может быть применен метод составления ее про­филя. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помо­щью метода составления профиля среды удается оценить относительную зна­чимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профи­ля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому факто­ру экспертным путем дается оценка его важности для отрасли по шкале: 3 — сильная важность, 2 — умеренная важность, 1 — слабая важность.



НАЗАД
Hosted by uCoz