|
"Искусство управления людьми,- сказал НаполеонI,-
состоит в том, чтобы не позволить людям состариться в своей должности."
Еще несколько лет назад должность менеджера по
персоналу считалась карьерным тупиком. Сегодня директора по персоналу на
равных входят в команду топ-менеджеров, управляющих предприятием До
начала 90-х годов такой должности - "менеджер по персоналу" - у нас не
было. Советский начальник отдела кадров - это совсем не то, что
HR-менеджер. Но даже когда в российских компаниях появились директора по
персоналу, отношение к ним еще долго оставалось скептическим. Умные люди
тогда шли в финансовую сферу или торговлю - там было где развернуться,
показать себя. А управление персоналом считалось карьерным тупиком. На эти
должности охотно назначали блатных. Или бывших военных, офицеров КГБ:
главное - чтобы умел "строить" людей. До 1996-го или даже 1997-го было
очень четкое разделение: в западных компаниях управляли персоналом только
иностранцы, в российских - только свои. Наши и знать не желали, кто такие
"эйчары" и чем они занимаются. Произошло прямо по пословице "Пока гром
не грянет, мужик не перекрестится". Кризис 1998-го поставил все на свои
места. Когда кончились легкие деньги, пришлось думать, как их
зарабатывать. То есть думать о стратегиях. И значит, о том, где брать
грамотных специалистов, как их разумно расставить в компании. Западные
менеджеры не знают каких-то магических секретов управления персоналом.
Просто у них было все давно рассчитано и расписано. Приходил, например,
человек в какую-нибудь "Кока-колу", ему говорили: "Вот, почитайте наши
правила, здесь написано, как надо говорить с клиентами, и что делать, если
клиент упрямится, и как надо говорить с подчиненными, и что вы должны
делать, если простудились на даче, и что делать, если на работе случился
приступ аппендицита, и как вы должны одеваться...Что же касается вашей
дальнейшей карьеры, то вот какие у вас есть шансы продвижения
наверх". Западные зануды называют это "процедурами и политиками". И в
своих "миссиях" расписали, кому, что и когда положено: мобильник с
"кривым" номером или GSM, машина с движком 1,1 или с двухлитровым... Да
ведь у нас вроде что-то подобное тоже было при советской власти. Но,
опьяненные воздухом демократии, мы захотели без этого обойтись. Точнее,
обойти правила. Жизнь стукнула по башке и сказала: "Нельзя". И тогда всем
стал очень нужен человек, который знает все эти процедуры и политики. То
есть HR-менеджер.
Хорошо работает тот, кто хорошо увольняет
Посмотреть с одной стороны - HR-менеджер деньги для компании не
зарабатывает, только тратит. Эффективность работы HR измерить трудно. А
все же хороших управленцев по персоналу очень ценят. А самых лучших
включают в состав руководящей команды и делают равноправными партнерами по
бизнесу. Но посмотрим с другой стороны. Например, прием и увольнение.
Плевали мы на КЗОТ несколько лет: он, мол, и устаревший, и неправильный, и
нерыночный. А как пошли судебные процессы после 1998 года, как незаконно
уволенные отсудили кругленькие суммы, так пришлось и нехороший КЗОТ
полюбить. И когда вам нужно сначала тысячу человек уволить, а тысячу
других принять - тут требуется очень опытный менеджер. Который должен
знать все эти технологии, создать команду, которая, собственно, и отправит
одну тысячу туда, другую - сюда. И чтоб никаких восстаний. Уволенных
трудоустроить, вновь принятых расставить по местам, и, главное, без
задержки, ибо время - деньги. Говорят, кадровика ничто так не закаляет,
как процедура массовых увольнений. Теперь наступает очень важный
момент. "Раздача слонов" - это прерогатива HR-менеджера. Кому какую
положить зарплату. Кому фитнес-клуб, кому, повторим, мобильник, кому
машину. И не потому, что кто-то набрался смелости и попросил, а другой не
попросил. А потому, что надо каждого обеспечить все необходимым для
лучшего исполнения должностных обязанностей. И чтоб не было обиженных.
Чтоб профсоюзы не жужжали. Потому что босс не будет возиться с профсоюзом
- на это есть управленец по персоналу. Дальше - наблюдение,
тестирование, отбор самых перспективных, их карьерное продвижение. Кого -
на корпоративные тренинги, кого - на МВА. На это тоже нужны деньги, надо
заранее планировать бюджет. Это вовсе не означает, что HR-менеджер
должен стать коллективу родной матерью.
HR-менеджер - человек, посвященный в святая святых -
в стратегию компании "HR-менеджер в первую очередь решает
задачи компании. Вся его работа направлена на то, чтобы компания расширяла
свою долю на рынке, опережала конкурентов, увеличивала прибыль. Нельзя
рассматривать его работу в отрыве от стратегии компании".
Залог успеха HR - чужие
карьеры. Каким должен быть менеджер по персоналу? Во-первых,
ему должно быть легко с людьми. Людям, в свою очередь, должно быть легко с
ним. Общение не должно быть в тягость, поскольку разговаривать придется
много. Сотрудников нужно уметь выслушать, оценить особенности их
поведения, суметь спрогнозировать профессиональную успешность, иногда
посоветовать что-то. "успешный HR-менеджер - это прежде всего
коммуникабельный и проницательный человек, который умеет строить
конструктивные отношения с людьми и понимать их". В тоже время эти
специалисты должны быть и хорошими управленцами: для того чтобы выполнить
поставленные перед компанией бизнес-задачи, менеджеры по персоналу должны
быть жесткими людьми. Руководитель западной фирмы всегда точно знает и
может объяснить своему менеджеру по персоналу, какой именно
профессиональный опыт кандидата на место для него важен. Наши директора
ставят задачу в терминах "типа того". В свою очередь менеджер тоже ищет
кандидата "на глазок", руководствуясь своими соображениями о том, какой
претендент понравится заказчику. Успешность его работы зависит не
столько и не только от его образования и опыта, сколько от наличия деловой
хватки и досконального знания специфики своего производства или фирмы. Не
менее важным являются личностные характеристики кандидата. Важно найти
человека, который смог бы "прочувствовать" "характер" коллектива. В
обязанности HR-менеджера могут входить как вопросы поиска нужных людей (с
использованием СМИ, в том числе электронных, с привлечением кадровых
агентств), так и вопросы отбора из некоторого количества кандидатов
нескольких необходимых. Последнее подразумевает владение методиками
профотбора и умение составлять тесты на профпригодность. Также в
обязанности кадрового сотрудника входит организация программ обучения,
стажировки, повышения квалификации сотрудников. К этому пункту может
относиться разработка и проведение тренинговых программ. Наиболее
эффективны подобные программы могут оказаться при работе с персоналом,
непосредственно общающимся с клиентами (агентами,
продавцами-консультантами, менеджерами). К числу важнейших задач,
выполняемых HR-менеджерами, относится мотивация сотрудников фирмы,
нахождение индивидуального подхода к каждому. Далеко не для всякого
человека определяющим моментом будет являться размер заработной платы. Для
кого-то, важнее лишней тысячи рублей будет свободный график работы или
перспектива продвижения по службе, наличие сотового телефона, возможность
воспользоваться машиной фирмы и пр. Само собой, работник HR должен держать
в уме (в базе данных) даты дней рождений, свадеб, поступлений на работу и
прочих подобных событий. HR-менеджер участвует в разработке
организационной структуры фирмы (составление штатных расписаний,
должностных инструкций).
По общему признанию рекрутеров и
работников сферы human resources, менеджер по персоналу - это очень
перспективная профессия. Они полагают, что все больше российских компаний
будет обращать внимание на проблему эффективности отбора работников, так
как именно кадры играют решающую роль в борьбе с конкурентами. Уже
сейчас специалисты этого профиля зарабатывают очень неплохо, особенно если
они служат в зарубежных компаниях. С течением времени все больше
руководителей убеждается, что главное - это люди. Соответственно, растет
спрос на умеющих повысить эффективность этого важнейшего ресурса. В целом
надо отметить, что у людей этой профессии всегда есть работа. Пока
существует рынок труда, пока рождаются и умирают компании, банки,
страховые общества - "эйчары" будут нужны всем.
|